СТАТЬИ


30.10.09 Что такое хатха-йога

Чтобы вы сказали, если бы я предложил вам по православному помолиться в буддистском храме, но обязательно по мусульманскому обычаю – на коврике повернувшись строго на восток? Вероятно, вы просто презрительно фыркнули и были бы правы: такой абсурд. Но абсурд ли это? Ведь это знакомая всем йога. Но одно из распространенных заблуждений – это представление о йоге как об экзотической школе индийской народной физкультуры, чуть ли не «чудесной гимнастики».

В России наиболее известна хатха-йога (букв. «йога с усилием»), а теоретические принципы хатха-йоги выводят ее на уровень зрелого, но весьма банального религиозного учения. Хатха-йога появилась в кругах индуистской традиции натхов, впитавших в себя немало буддийских представлений. Земным основателем хатха-йоги (есть и божественный – Шива) считается Горакхнатх, или Горакшанатха, живший в промежутке от VII до XII вв. н. э.

Горакхнатх был учеником Матсьендранатха, который под именем Луйипа почитается как один из важнейших махасиддхов и в буддизме ваджраяны, а также является охранным божеством королевства Непал.

В дальнейшем практики хатха-йоги были приспособлены Горакхнатхом для основанного им ордена канпхатов (букв. «йогинов с рассеченными ушами»), они представляли собой дальнейшее развитие техник Патанджали и некоторых тантрических ритуалов.

Самое себя хатха-йога воспринимает как первую ступень к «царской йоге» - раджа-йога, под которой подразумевается йога Патанджали. Однако и хатха-йога не может быть достигнута без раджа-йоги, и наоборот. То есть, по существу, получается замкнутый круг.

Учение хатха-йоги – «тайное», его нельзя передавать непосвященным, что характерно для всех индийских религиозных систем, и хатха-йога здесь не исключение. При этом хатха-йога часто опровергает то, что включает в себя как собственные, скажем, ту же джапу, или рецитацию мантр. Подобный достаточно лукавый подход характерен, к примеру, и для буддистов мадхъямики. В собственном теоретическом каркасе хатха-йоги очень заметно проступают идеологические построения санкхьи, буддизма махаяны и особенно адвайта-веданты.

Важная тема, на которой останавливают свое внимание теоретики хатха-йоги, это мировое целое. Представление же об иллюзорности мира учителя хатха-йоги позаимствовали от адвайта-веданты. Мир понимается и как воплощение иллюзии (майя – «мать вселенной»), и как плод ее деятельности.

Еще одна идея, заимствованная хатха-йогой из адвайта-веданты, состоит в адхьяропе (переносе) мысленных искажений на абсолютную реальность Брахмана. Поскольку майя понимается как неведение, авидья, то и мир – это порождение неведения.

Сочетание духа и авидьи относится к «знаниевому» аспекту абсолютного бытия. В этом случае говорят о соединении Шивы и Шакти, причем Шакти прямо отождествляется с материей (джада). От их союза и происходят все живые существа.

Разрушение мира, по хатха-йоге, списана с процесса космогенеза, только трактуется ей в обратном порядке: происходит последовательное «растворение» (магна) элементов друг в друге, затем в авидье, а авидья исчезает в Высшем (парама) и т. д.

Человеческое тело (деха) по хатхе-йоге, есть не что иное, как микрокосм, а если быть точным, то как «микро-планета-земля». В нем можно обнаружить священную гору Меру, которую окружает семь мифических материков; в нем встречаются озера, реки, горы, поля, звезды, планеты, мудрецы-риши и мудрецы-муни, места паломничества, святыни и божества-покровители, солнце и луна, пять первостихий, а также все живые существа.

Хатха-йога утверждает, что только тот, кто в состоянии прозреть внутри себя, может называться йогином. Впрочем, не эти внутренние пространства и персонажи интересуют йогина, но те воплощения энергии, которыми они являются. Управление этими потоками энергии и является целью хатха-йоги. Этот псевдо-микрокосмический уровень выглядит как статичный компонент структуры живого существа. Он призван описывать «строение» тонкого тела, не касаясь этической проблематики.

С динамической же точки зрения микрокосм раскрывается в ином ракурсе – как живое существо (джива). Это сокровенный дух, атман, заключенный в телесную темницу. Будучи невольным пленником, он вынужден переживать плоды кармы, которую сам же и сотворил.

Переживание кармы в ее проявлениях составляет цель жизни йогина, основанную на его предыдущих воплощениях. Однако подобная цель только усугубляет его страдания, поэтому он не может выйти за пределы «рождения-и-смерти». В силу этого дух должен ставить перед собой сверхцель, если желает вырваться за пределы мира страданий (земной жизни). Этой сверхцелью оказывается освобождение, а непосредственная ступень, ведущая к нему – это запредельное состояние сознания (самадхи), в котором пропадают без следа любые привязанности, симпатии, любовь.

Подобное состояние освобождения как бы самоестественно (сахаджа). Далее происходит прекращение кармы и полное забвение всех объектов. Поскольку йогин преодолевает авидью-материю, он превосходит и три этических состояния (соотносимые с тремя гунами) – добро, зло и равнодушие.

Индивид, который стремится обрести освобождение, согласно идеологии хатха-йоги, изначально порожден неведением. Сам факт индивидуального – это факт ложного сознания. Подобное «индивидуализирование» неизбежно из-за наличия изначального импульса к творению, который исходит от Духа-Брахмана. Поскольку этот импульс совпадает с неведением, коренящемся в Брахмане, то получается, что причина «различающего знания» – это сам… Брахман.

Прельщенные восточной экзотикой люди не дают себе труда задуматься о том, что хатха-йога, это система психофизических упражнений для выхода души из тела, практикуемая в начале в раннем брахманизме, затем в буддизме и, наконец, в индуизме и что практика хатха-йоги в действительности используется только буддистскими и индуистскими монахами, а не «простыми» индийцами в повседневной жизни.

Помимо духовного вреда, который несут занятия хатха-йогой сами по себе, на занятиях не соблюдаются правила выполнения упражнений, нарушение которых, по мнению самих йогинов, неизбежно приводит к нарушению здоровья и психики.

Валентин Сидоров в своей книге «Семь дней в Гималаях» пишет о том, что Дэвика Рани Рерих, жена Святослава Рериха также предупреждала о вреде занятий пранаямой в городских условиях. Дыхательные упражнения, целительные в чистом горном воздухе Гималаев в городских условиях, тем более в условиях магаполюса дают обратный эффект. За примерами далеко ходить не надо - любимый многими, поистине народный артист Георгий Вицын умер от излишнего увлечения йогой. Так стоит ли повторять чужие ошибки?

Некто Б. К. С. Айенгар в «Йога-Врикша» пишет: - «Если сто человек занимаются йогой, и они выглядят здоровыми, окружающие начнут спрашивать, как они этого добиваются. Таким образом, число практикующих растет, и очень скоро к ним присоединяется еще пара сотен человек. Таким образом, йога передается от личности группе людей, а от группы людей ко всему обществу».

К счастью, это всего лишь пустые прожекты. В России йога известна уже более сотни лет, и как не было, так и нет толп поклонников йоги.

В. Ф. Милованов, к. и. н, руководитель проблемной группы по анализу неомистицизма Российской академии общественных наук


мнение
«Цель йогина - состояние нирваны. Желая отрешиться от собственной природы, медитацией он достигает состояния легкости и пустоты, освобождая себя таким образом. Я же, напротив, хочу остаться при своем – я не желаю отказываться ни от человеческого общения, ни от природы, ни от себя самого и собственных фантазий. Я убежден, что все это даровано мне как величайшее чудо. Природу, душу и жизнь я воспринимаю как некое развитие божества – к чему же большему стоит стремиться? Высший смысл бытия для меня заключается в том, что оно есть, а не в том, чтобы его не было».
К. Г. Юнг, «Воспоминания, сновидения, размышления».




Рубрики: мифы


03.11.09 
 Мы можем стать первым бессмертным поколением

За счет чего происходят «возрастные изменения» организма? Что тому виной? И как можно если не затормозить изменения, то хотя бы не ускорять их и привести в физиологическую норму?



01.11.09 
 В старости человек становится мудрее

Считается, что с возрастом мозг человека «работает» все хуже и хуже: пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского Университета доказали, что стареющий мозг впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей, но делает




29.10.09 
 В Интернете растут продажи «левых» лекарств

По данным Международного комитета по контролю над незаконным оборотом наркотиков (Вена, Австрия), в последнее время прибыль от продажи «левых» лекарственных препаратов через Интернет сравнялась с прибылью от торговли



29.10.09 
 Запахи любви и секса

Постоянно появляются новые свидетельства того, что заметное влияние на этот интимный процесс могут оказывать запахи, возникающие при сексуальном привлечении (феромоны).



Предыдущий   Следующий




блог

на первую